skip to main | skip to sidebar

About me

SEA
Просмотреть профиль

Archivo del blog

  • ▼ 2009 (22)
    • ► мая (2)
    • ▼ апреля (9)
      • Закат
      • Инна
      • Птенька
      • Вид из окна. Закаты.
      • Теория Маслоу
      • Основы теории Макса Вебера
      • Основные моменты Теории менталитетов
      • Теория менталитета, полная версия
      • Улан-Удэ
    • ► марта (11)

Архив фотографий

Основные моменты Теории менталитетов

четверг, 2 апреля 2009 г.

«Теория менталитета в первой ее редакции была сформулирована Сергеем Переслегиным для внутреннего пользования, как некое социальное (внешнее) добавление к личностной ( внутренней) соционике с целью классификации конфликтных ситуаций в сфере делового общения.

Был сформулирован тезис о том, что в массе своей люди надевают определенные социальные маски и взаимодействуют со «своими» масками и отвергают «чужие». Эти маски представляют собой совокупные убеждения человека о том, как должен быть устроен микросоциум, в который он попал, будь то государственная служба, общественная баня или терапевтическая группа.

Интимные, соционические фильтры своей психики при деловом (социальном) общении человек может и не задействовать. Таким образом, в некоторых социальных группах соционическое взаимодействие может оказаться на вторых ролях.
Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для нее наборов убеждений.

Менталитет формируется в результате индукционного воздействия на человека внешнего мира. Основными факторами определяющими тип менталитета являются (в нисходящем порядке):

индивидуальная эволюция, набор импринтов по Лири-Уилсону;
биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);
менталитет родителей;
воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, Гуру, случайных прохожих;
школа и иные социальные учреждения;
литература, прочитанная в детстве и юности;
теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;
иные формы искусства (кроме литературы и кино);
случайные или намеренные медитации.
Теория менталитетов, соционика и психоанализ разделены в функциональном пространстве. Соционика отвечает на вопрос об особенностях мышления личности безотносительно к предмету этого мышления. Психоанализ освещает источники психического развития. Модель менталитетов занимается сознательной (в отличие от психоанализа) деятельностью людей, их взаимодействием с большими социальными группами (в отличие от соционики, работающей, как правило, с парными взаимодействиями или микрогруппами).

Типология менталитета. четыре основных менталитета: варварский, аристократический, интельский, буржуазный. Варварский менталитет является древнейшим. Насколько можно судить, он связан с эпохой распада родо-племенных отношений Для психики «варвара» характерно:
высокая выживаемость (что проявляется, обычно, как повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость);
умение постоянно удивляться окружающему миру (очень низкое входное информационное сопротивление) — отсюда, непосредственность реакций;
стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям;
жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти.
С социальной точки зрения «варвар», как правило, отождествляет себя с микрогруппой, в роли которой может выступать семья, компания друзей, коллектив единомышленников. Угроза данной микрогруппе воспринимается, как личная, и вызывает однозначный отклик: «Я — убивать!». Варвары могут как произвольно менять усвоенные в детстве философские и религиозные убеждения, так и оставаться им верными.
Суть дело в том, что они не относятся к столь абстрактным категориям серьезно.
С религиозной точки зрения варвары, как правило, язычники (которые могут называть себя христианами, буддистами, атеистами и пр.) С политической точки зрения поддерживают киплинговскую концепцию «хладное железо властвует над всем». Примерами «варваров» могут служить: в литературе Конан-варвар, герой произведений Говарда, среди политических деятелей — Бисмарк, Черчилль, старый форсайт Суизин из «Саги о форсайтах» Дж. Голсуорси.

Формирование аристократического менталитета связано с образованием «варварских королевств» и генезисом феодализма в Европе. Этот менталитет отражен в «Песни о Роланде», в кельтских сказаниях, Артуровском цикле, во многих произведениях жанра фэнтези.
Для психики аристократа характерно:
стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость (иногда, выглядящая надменностью);
утонченность (в том числе, и в сексуальной сфере);
стремление «производить впечатление на окружающих», что проявляется в стиле одежды, в стиле поведения, в манере совершать покупки (аристократ принципиально не способен торговаться: если вещь его устраивает, или если покупка по его мнению необходима для поддержания престижа, аристократ покупает за названную цену, сколь бы несуразно она не выглядела; окружающие воспринимают это, как привычку «сорить деньгами»);
стремление «иметь все самое лучшее» — если ехать в поезде, то в спальном вагоне, если жить в гостинице, то — в первом классе;
умение противостоять страху (в том числе, страху смерти);честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость. («Честность» следует понимать здесь, как синоним слова «честь», но, отнюдь, не как «правдивость». Правильно сказать, что аристократ стремится не лгать там, где ложь может быть воспринята собеседником, окружающими или «историей», как недостаток мужества.)

Интельский менталитет характеризуется:
полным отсутствием демонстративности;
пренебрежением к комфорту во всех его проявлениях;
способностью и стремлением к абстрагированию, серьезным отношением к понятиям, не имеющим прямых аналогов в реальном мире;
высокой работоспособностью, степень которой не зависит от объективной ценности ожидаемого результата (цель жизни есть познание, например — познание бога; орудие познания — работа; процесс важнее, чем результат; отрицательный результат — тоже результат);
честностью в обращении с фактами и абстрактными построениями;
приоритетом социальных отношений перед личными;
выраженной сексуальной закомплексованностью (поскольку они, во-первых, носят личный характер; во-вторых — демонстративны по своей природе; в-третьих — подразумевают определенный уровень физического здоровья и выносливости);
чувством зависимости от внешней непреодолимой силы (которой может быть Бог, Природа или же — Церковь, Наука — обязательно с большой буквы);
страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.

Буржуазный менталитет является наиболее молодым. Его формирование относится к ХVI-ХVII векам и связано с реформацией и распространением протестантизма. Особенностями менталитета являются:
бережливость, экономичность (что проявляется во всем, в том числе — и в сексуальных отношениях);
работоспособность, нередко выглядящая, как неумение отдыхать;
аскетизм или рациональность в предоставлении комфорта своему телу;
неискренность;
рационализм, рациональная жестокость («Боливар не снесет двоих»);
стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами, читать только рекомендованную литературу, иметь только те знания, которые могут оказаться необходимыми в жизни);
стремление к накопительству, причем деньги являются целью сами по себе, а не как источник тех или иных благ;
приоритет так называемых «традиционных ценностей»;
низкая выживаемость при жизненных катастрофах (например, при увольнении и потере социального статуса);
приоритетом экономических отношений перед личными.

На первый год жизни (биовыживательный контур по Лири-Уилсону) падает завоевание ребенком базового доверия к жизни или бесплатное получение оного. ТИМ ребенка формируется равновероятно любой, так экстравертом может быть ребенок, обласканный вниманием круглый день, кроме сна, и ребенок, у которого закрывают простынкой кроватку, чтоб засыпал самостоятельно и сам играл в погремушки. Первый отзеркаливает благополучие своего бытия, второй компенсирует недостаток внимания. Обе стратегии эволюции равновероятны. Другое дело, что во втором случае и экстраверт, и интроверт, воспитывающий себя сам будет более нервным, хилым, неуверенным ребенком, нежели его счастливый собрат, который получил заряд «Я — пуп земли» в своей жизни до года.
В этот период формируется импринт варварского менталитета.

Второй год (территориально-эмоциональный контур Лири — Уилсона) условно называют освоением территории, это анальный контур, это первое манипулирование пространством, это свобода обращаться со своей потребностью «пометить территорию». Это беда для слишком строгих родителей озабоченных сверх меры горшком ребенка и создание комплексов неестественного поведения на всю жизнь. Это первое «Я — сам», после годовалого «Я — есть». Если в конце второго года разрешить ребенку самому завязывать ботинки, то он будет в садике, в свои три года спокойно, умело, самостоятельно одеваться целиком, как взрослый, а если говорить: «Я тороплюсь, давай я помогу!», — то в девять лет он испугается сделать что-то новое, что ему под силу, но не принято и никто не велел.
В этот период формируется аристократический менталитет.
Третий год ( семантический, времясвязывающий контур Лири — Уилсона) — время называть мир словами, обозначать реальность, связывать слова в предложения и формулировать свои ощущения и чувства на языке символов. Вместо «больно-приятно» формируется «интересно». Как устроено? Как называется? Зачем? Почему? Идет процесс познания мира, выстраивание картины и логики развития. Дети, научившиеся повторять за взрослыми или выдавать логические умозаключения вызывают удивление, одобрение, восхищение. Это подобные умники изобрели принцип айкидо — не попадай в опасные, рискованные ситуации. Варвару и аристократу такой принцип чужд.

Интель опасается как варвара, так и аристократа, их силы и их «хаоса» ( произвола). К аристократу интель относится с примесью некой зависти, граничащей с уважением. Дело в том, что и интель и аристократ могут защищать заведомо абстрактные убеждения. Разница лишь в том, что аристократ может за них умереть, а интель отступит и будет потом писать о необразованности, дикости и примитивности людей в СМИ.

Четвертый уровень (социополовой по Лири-Уилсону) начинается вместе с периодом социализации, или в 5-8 лет в детском саду, в активных играх на детской площадке, или в школе.
Уровень интереса к миру, природе сужается до интереса и приспособленности к общественным отношениям, не кем быть, но кем казаться. Тот, кто освоил знаки и отделил голову от тела, еще легче отделяет процесс приобретения от процесса мышления. «Нельзя, но за деньги — можно!», «Нельзя, но Этому — можно!» — набор буржуазных приоритетов в период формирования «новых русских». В 4-5 лет ребенок начинает копить деньги, иногда даже прятать еду, причем совсем не обязательно растет при этом в бедной семье. На этом уровне формируется чувство собственности.

Буржуа сотрудничает с интелями, жалея их за неумение жить и потреблять, но раздражается от бесчисленных обсуждений и опасений интеля, которые идут в ущерб делу накопительства. Буржуа боится варваров, которые могут экспроприировать деньги, и ненавидит аристократов, которые презирают Бога капитала. Аристократов и интелей буржуа не может понять.

«Чистые» менталитеты являются исключением. Как правило, при формировании личности смешиваются самые разные влияния и создаются «композитные менталитеты».
Если проводить аналогию с соционикой, то можно сказать, что менталитет обладает свойствами сразу и первой, и второй функции: человек крайне негативно реагирует на критику и даже простое сомнение (реакция первой функции) и при этом стремится воздействовать на окружающих, подчиняя их менталитет своему (реакция второй функции). Понятно, что такое поведение провоцирует конфликт.

Люди, несущие чистые менталитеты легко группируются под единую крышу и конфликтуют с другими крышами, возникает не конфликт людей, а конфликт конфигураций из убеждений.

Чистые типы конфликтуют сильнее, нежели смешанные, зато смешенные попадают в ситуацию «неявного договора», т.е. считают, что договорились, а на самом деле союзник не выполняет обязательств и вызывается еще больший конфликт, чем при чистых менталитетах. Возникает иллюзорное доверие и обманутые ожидания.

Наиболее сильный конфликты возникает в парах «аристократ — буржуа» и «варвар — интель». В этих конфликтах происходит выхолащивание ценностей с точки зрения диких менталитетов (варвар, аристократ) и бессмысленное упорство по поводу несуществующих отношений с точки зрения цивилизованных менталитетов (интель, буржуа). Здесь индивидуальная ответственность (личный хаос) противоречит общественному порядку (коллективной безответственности). Общество равных прав (есть силы, добейся и получишь!) меняется на общество равных возможностей (уступи место слабейшему, глупейшему, не высовывайся, все в обществе равны).

Повторяем пройденное: Теория менталитетов — это теория формирования убеждений, которые связаны со старыми и новыми общественными структурами. Те убеждения, которые проявляются при взаимодействии образуют идентичности.

Убеждение это та рамка, которую человек держит для поиска себе подобных, ищет крышу, т.е. ищет тех, кто в детстве, при обстоятельствах, по дурости попал на похожие грабли, и теперь считает что «мужчина должен работать», «нельзя любить двоих», «секс — это главное в жизни», «все женщины истерички», «наука это объективный метод познания мира», «все кругом негодяи», «за труд всегда придет награда», «карму в Россию не завозили» и т.д.

Совпали убеждения — отлично, друзья, сотрудники, чуть копнули глубже, оказалось, что на развитие технических систем смотрим по разному и на то, кому платить за пиво — тоже, ап, — и оказались в конфликте, осталась вооруженная дружба, игра в школу шпионов, конфликтологический протокол, «я тебя уважаю, но!».

Там где ждали изоморфизма картин мира, а края мирового одеяла провисли и не совпали — конфликт воспринимается трагичнее, чем у тех, кто вообще из разных крыш — эти и не надеялись договориться. У них все определено и понятно.

Варвары не имели чувства собственности, они имели чувство голода, жажды, удовольствия, ярости, жажды крови, покоя, наслаждения от взаимодействия с силами природы. Они платили своим телом за невзгоды жизни.
Убеждение: «Вселенная ко мне дружественна!» или «Вся жизнь борьба!»

Территории не хватало, пока варвар спал, нужно было кому-то ее охранять и как-то регулировать других варваров. Появились «аристократы». Дух и вера в собственную уникальность поставила их над людьми и оградила от людей. Они заняли территорию индивидуальной силой, но решили, что сын получит все по праву наследования. Появились сильные эмоции, первая провокация богов — я имею право быть пусть не сильнейшим, но мой идеал лучше твоего. Иисус пошел на крест за свои убеждения о том, как должны жить люди. Боги притащили на землю любовь отдельную от тела. Ребенок сказал «Я — сам!», несмотря на то, что мама могла сделать за него. Аристократы брали, что хотели по праву отметки территории, и продолжение рода было вполне нравственным делом.

Убеждение: «Бей своих, чтоб чужие боялись! Я живу по законам чести, других законов не приемлю!», «Для Атоса это слишком много, а для графа де-Лафер слишком мало!»

В первых двух менталитетах собственность — это условие, а не цель.
Из аристократов пятого поколения, выросших в замке, в любви близких и с благословения богов вывелись интели, которые похоронили нетренированное тело в поисках любви небесной и заявили позже «Вовсе не нужно давить и душить, чтобы мир тебе кланяться стал// Я из обломков обычной души сколотил неплохой пьедестал// И тосковать не имею причин, занимаясь привычным трудом// Умной рукой я кладу кирпичи, в вере лесть, к лести страх — вот и дом»

Это церковники и ученые, которые считают, что «Нет в мире высшего блаженства, чем осознание Пути, когда достигнув совершенства, ты все же вынужден идти, когда и сердцем и мышленьем приемлешь разом мрак и свет, тогда легчают сожаленья о пустоте минувших лет», это рассуждающие, строящие картины мира, обозначающие всех и вся, инвентаризаторы Бытия. Это те, кто ввели понятие «масса» и работают с людьми вообще, с большими системами и со всем тем, что не пощупать, не убить, не полюбить.

Это убеждения: образование — это сила, главный в обществе — юрист и полицейский, нужно укреплять государство, нужно создавать империю, нужно регламентировать варваров и подавить аристократов серой массой, нужно выполнять многие формальности во имя улучшения своей картины мира и более глубокого понимания законов природы и общества.

Далее из умников и проповедников выливаются политики и бизнесмены, которые возвращаются к потребностям, но только все уже инвентаризировано, и нужно соединить слова с объектами. Они сгоняют крестьян с земли, как их научили «умники» и начинают строить производство потребительских стоимостей, и за это имеют награду — больше этих стоимостей разных номиналов. И начинаются убеждения: «Бог помогает тому, кто трудится, экономит, считает, богатеет, отказывает себе в глупостях», «Государство должно охранять мою жизнь, работу и накопления, в остальном — у всех равные права зарабатывать и потреблять!», «Отбросы, которые не умеют жить в обществе, нужно отправлять в резервации, кормить и заставлять делать нужную для общества работу.» «Не нужно ничем увлекаться сверх меры!»

Чувство меры — главное чувство буржуа. Они для варваров не только трусливы, как интели, но и скучны. Они пишут резолюции…

Когнитивные убеждения — это по большому счету — начало для отсутствия убеждений. Свободный переход из тоннеля в тоннель реальности. Менталитет таких людей проявляется в поведении как легкость, отсутствие сопротивления при восприятии поступков и событий. И вопрос лишь в том, как они возьмутся из буржуазного менталитета. Т.Лири, отвечает на это: из гедонистической элиты иначе говоря от хорошего образования, сытой жизни, счастливой любви и изобилия свободного времени.

Возможны и др. маршруты, из отрицающих буржуазную трусость и скупость прямая дорога к свободе, мимо интельских и буржуазных реалий. Получается человечище, в котором инсталлированы контуры Т. Лири, второй и пятый. Здесь, по крайней мере не возникает противоречия между убеждениями от «Я» или от «массы». И синергетики и аристократы индивидуально отвечают за причуды собственного сознания, только синергетики не возводят оное в абсолют.

На шестом контуре господствуют аналитики, которые с максимально отдаленной рефлексивной позиции, часто не из тела отслеживают энергетические и информационные процессы в обществе и выше и могут по выбору сообщать и не сообщать о своих выводах отдельным людям. Это индивидуальный менталитет — последний в рамках убеждения «Я — человек, представитель вида Номо». Их можно еще назвать миссионерами. От осознания своей миссии. На этом уровне заканчивается тренинг по уровням Бертрана Рассела и Вселенская сказка о человеческом Пути и эволюции вида Номо.

Автор: SEA на 07:38  

0 коммент.:

Отправить комментарий

Следующее Предыдущее Главная страница
Подписаться на: Комментарии к сообщению (Atom)

Blog Design by Gisele Jaquenod

Work under CC License.

Creative Commons License